О монастыре

Спасо-Преображенская обитель – одна из самых старинных в Пензе. Принято считать, что монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». Но его зачатки могли складываться и раньше. Есть сведения, что в 1674, 1667-1689 и 1691 гг. в Пензе упоминаются некие три мужские монашеские общины (не соотносимые с Предтечевым монастырем за Сурой); предполагают, что Спасо-Преображенский монастырь возник при их слиянии в одну.

В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. – выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря; в обитель перешла оттуда и братия.

В первой половине XVIII в., когда Пенза еще не была центром наместничества и губернии, Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь уже играл главенствующую роль среди окрестных храмов и обителей. Саранский исследователь С. Б. Бахмустов пишет: «Спасо-Преображенский монастырь сыграл серьезную роль в колонизации и христианизации Понизовья: его монахи славились ученостью, и даже самое первое духовное училище (в 1730-х годах) тоже открыли спасские старцы, осуществлявшие, кроме всего прочего, общий надзор за благочиниями обширного региона в междуречье Мокши и Суры – так называемой четвертой школы (округа) Синодальной области. В школу, кроме Пензы и Пензенского уезда, входили монастыри и храмы Саранского, Петровского, Борисоглебского, Темниковского, Краснослободского, Керенского уездов и Белополья, то есть тяготевшего к Тамбову поречья Вада, Выши, Ломовки и верховий Суры. В количественном отношении четвертая школа складывалась из 20 монастырей и 360 храмов, иными словами духовное правление, сложившееся из чернецов пензенской обители, явилось прообразом епархиальной канцелярии». Встречаются документы середины XVIII в., в которых игумены Спасо-Преображенского монастыря вершат власть над окрестными приходами, почти как архиереи.

И действительно, именно в этой обители возникло первое в Пензенском крае учебное заведение. Правда, увы, «школа не сделала ни одного выпуска из-за злоупотребления средствами».

Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней, – соборного Преображенского храма в монастыре. В 1735 г., по его прошению, было велено «вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей, построить вновь каменную церковь в верху во имя Преображения Господня, а под нею наисподи Казанския Пресвятыя Богородицы». Окончили стройку в 1750 г.

В 1738 г. одну из ветхих деревянных церквей отдали из монастыря на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Опись 1764 г. дает представление о храмах обители. «В том монастыре каменных церквей две: одна о двух апартаментах, в ней престолов – в верхнем Спасо-Преображения Господня; в нижнем Казанския Богородицы, да в трапезе по сторонам по правую Иоанна Предтечи, а по левую Иоанна Златоустого… Да при оной церкви на колокольне железные большие часы, которые за повреждением ходу не имеют. Вторая церковь, застроенная в 1756 г. … строением окончена в 760 г. во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, но токмо в оной иконостаса и иконного писания за неимением к тому денег не окончено». В это время монастырю принадлежала пригородная деревня Пензятка с 34 душами мужского пола крепостных, 50 четвертей земли, сенные покосы, рыбные ловли, пчельник.

***

После секуляризации в монастырь в 1765 г. перевели братию упраздненного Мокшанского Казанского монастыря во главе со строителем иеромонахом Питиримом. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднен не был, но остался за штатом. Лишь в 1798 г., когда упразднили Ферапонтов монастырь в Новгородской епархии, Пензенский Спасо-Преображенский (по ходатайству тамбовского епископа Феофила) занял его место, и все же попал в число штатных третьеклассных (из Ферапонтова же в Пензу перевели иноков). 

В 1764 г. севернее монастыря появился еще один храм – деревянная часовня Божией Матери Живоносного Источника над святым родником. Она дважды заново отстраивалась – в 1804 г. деревянной и в 1850 г. каменной. Почитание родника продолжалось вплоть до революции, в середине 20-х гг. храм Живоносного Источника снесли.

***

Второй период в истории монастыря отсчитывается с конца XVIII в. В 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. Кроме того, тамбовский краевед Г. Хитров глухо упоминает о ссорах и беспорядках среди братии. Он же пишет: «Город строился по новому, Высочайше утвержденному плану, по которому немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями. Для входа в монастырь оставался один неудобный крутой спуск с горы. Существование его приходилось не у места. С другой стороны, самые церкви монастырские почти отказывались от поправки и обновления. Двухэтажная церковь Спасо-Преображенская, при многих расселинах, угрожала падением; церковь Тихвинская, стоявшая на вратах, по своей ветхости скоро могла свалиться под гору». Епископ Тамбовский и Пензенский Феофил предложил перенести обитель. И в 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве нового монастыря.

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построена в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1796; разобран в 1832). 

Величественный монастырский ансамбль формировался постепенно. В 1798 г. была построена трехъярусная 56-метровая колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821-1828 гг. возводился Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила над могилой мужа Троицкий храм (он же Вифлиемо-Воскресенский, Киселевский) – двухэтажный, с приделами Живоначальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова наверху и Казанским, Александро-Невским и Христорождественским внизу (освящены в 1852-1855 гг.). Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме. 

***

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены губернские предводители дворянства А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), первый председатель губернской земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Я. П. Бурлуцкий (1819-1886), врач-психиатр К. Р. Евграфов (1859-1917), благотворительница М. М. Киселева (1798-1887), мемуарист И. И. Мешков (1766-1844), губернатор А. А. Панчулидзев (1789-1867), городской голова П. П. Сергеев (1799-1874), архитектор А. С. Федотов (1842-1909), родители писателя М. Н. Загоскина, и многие другие замечательные пензенцы. 

В монастырской земле нашел свой последний приют и Александр Михайлович Евреинов (1773-1816), с 1804 г. – пензенский вице-губернатор, деятельный чиновник, в 1807-1808 гг. исполнявший обязанности губернатора. Его вдова Александра Алексеевна (1777-1842), урожденная Столыпина, родная сестра Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – бабушки Михаила Лермонтова, в 1816-1817 гг. построила над могилой мужа Александро-Невский храм. Достоверно известно, что на погребении зятя присутствовала Елизавета Арсеньева; выскажем предположение, что позже она могла бывать здесь и со своим маленьким внуком. Повзрослев, поэт общался с сыном Евреиновых Павлом (1805-1857), своим троюродным братом.

***

Монастырь, несмотря на свое значение, местоположение и доходы, никогда не был многолюдным. В 1723 г. здесь было 15 насельников, в 1764 г. – 7 монахов (а также здесь проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями), в середине 1850-х гг. – 25 (в т.ч. 12 собственно монахов), в 1896 г. – 26 (в т.ч. монашествующих 9), в 1907 г. – 14 (в т.ч. монашествующих 7), в 1908 г. – 24 (в т.ч. монашествующих 8). 

Но лучше, чем скупые факты, помогут представить себе всю красоту обители строки мемуариста. В июне 1838 г. в ходе своей поездки по Европейской России в Пензе побывал чиновник министерства внутренних дел Михаил Павлович Жданов; позже в своих записках он оставил строки о посещении им Спасо-Преображенского монастыря и знакомстве с архимандритом Антонием. «На лугу р. Пензы стоит монастырь, он так красив, так привлекателен своей архитектурою, чистою белизною, что невольно поедешь посмотреть его. Это Спасо-Преображенский монастырь, существующий уже лет 60. Добрый архимандрит сам водил меня в церковь, ризницу и на трапезу. Собор, или главная церковь, отделан очень просто, на царских вратах Благовещение резное, а не живописное, что встречается очень редко; другая, зимняя церковь деревянная, в ней очень мало образов. Около церквей несколько памятников, невеликолепных. При монастыре разводится небольшой сад».

***

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммер), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). «Нападение на меня чекистов в день Пасхи, угрозы монастырю, где находилось мое жилище, тюрьма, пытки… – вот те обстоятельства, в которых мне приходилось работать», – вспоминал десятилетие спустя Владыка Иоанн о своем служении в Пензе. 

Его биограф, игумен Феофан (Пожидаев), добавляет: в конце мая 1918 г., во время белочешского мятежа в Пензе, «большевики безо всякого повода открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал Архиепископ. Центром обстрела было занимаемое им помещение. Несколько снарядов попали в келии, смежные с келией Владыки. Большевики объяснили этот случай недоразумением, однако в нечаянность акции трудно было поверить. Народ истолковывал это "недоразумение" как покушение на Архиепископа и заявил протест местным властям.

В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келии и канцелярии Архиепископа, не давший никаких результатов, а сам Архиепископ был увезен в Губчека на очную ставку с одним из заключенных перед расстрелом. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что Архиепископ увезен в "дом, откуда не возвращаются", люди решили, что Владыка расстрелян вместе с другими заключенными. Когда архиепископ Иоанн с большим опозданием все-таки прибыл на богослужение, то застал не всенощное бдение, а панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну».

Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок.1862-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий был духовником старца.

***

Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита Иоанникия (Жаркова).  

В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего, они и должны считаться последними насельниками обители. В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.  

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест».

Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г. В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена. Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически.   

Архимандрита Иоанникия посадили в 1932 г. на три года, позже он жил в Моршанске, в 1937 г. там был арестован вторично и расстрелян.

***

Уничтожение монастырского некрополя началось практически сразу после революции, в 1925 г. кладбище было официально закрыто, в 1940-60-х гг. все надгробия вывезли, зарыли в траншеях, использовали на поделочный камень.

Н. И. Ткач пишет: «В 1950-е годы, когда начали вбивать сваи под фундамент строящихся зданий, они стали проваливаться в могильные склепы. Тогда с помощью строительной техники на месте кладбища расчистили пространство под котлован, а сохранившиеся полуистлевшие гробы вывозили неподалеку в болотистое место, оставшееся после осушения небольшого озера, находившегося близ монастырской рощи. В остатках захоронений находили кресты, иконы, драгоценности. 

Дольше всего простояли монастырская каланча и стена (параллельно ей строилась улица Индустриальная). Окончательно они были разрушены в середине 1970-х годов, когда на их месте строилось административное здание спецавтобазы».

Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината, жилые дома уже упоминавшегося района «Свинтрест». В 2002 г. в «мебельном» корпусе, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая литургия. В 2006 г. были  обнаружены надгробия А. Н. Арапова, Д. К. Гевлича, М. А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их перенесли на территорию мастерской «Дабор».  

***

Преображенская церковь после переноса загород монастыря стала приходской. Здесь многие годы молился, а потом был отпет архитектор Михаил Андреевич Рудкевич (1846-1914), здесь же крестили его сына, восприемницей которого была благотворительница Мария Киселева. В 1900 г. под руководством Рудкевича производился ремонт старейшей в городе Преображенской церкви, тогда был укреплен бутовый фундамент, частично заменена кирпичная кладка, но алтарная часть при этом не перестраивалась. Это случай считается одним из первых примеров реставрации памятников истории и культуры в Пензенской губернии.

Сохранились рассказы о том, что в начале ХХ в. настоятель храма планировал пригласить для его росписи великого художника Михаила Врубеля, и тот даже якобы дал согласие, но осуществить задумку не позволила болезнь и смерть живописца. Храм любил художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, называвший этот уголок Пензы «Преображенским краем».

***

Закрыли Преображенскую церковь в 1931 г. У храма уничтожили колокольню и пятиглавие, пристроили к нему двухэтажное северное крыло. До 1984 г. здесь размещался областной архив, затем хранилище библиотеки им. Лермонтова. В 1993 г. здание вернули епархии, на Преображение 1995 г. в нем возобновили службы – сначала в нижнем Казанском храме, а в 2010 г. освятили и верхний, Преображенский. По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова), над восстановлением святыни трудился первый в новой истории настоятель церкви, священник Иоанн Яворский.

С 2001 г. Преображенская церковь была подворьем Керенского Тихвинского монастыря, с 2008 г. – Нижнеломовского Казанского. Здесь постоянно жили несколько иноков, и, таким образом, Спасо-Преображенский монастырь постепенно возрождался на своем первоначальном месте. На подворье всегда останавливался, когда бывал в Пензе, любимый всей православной Россией старец схиархимандрит Питирим (Перегудов, 1920-2010) из Санаксарского монастыря.

***

26 июля 2010 г., согласно прошению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, Священный Синод благословил преобразование подворья в самостоятельный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Одна из старейших монашеских обителей Пензенского края вновь заняла достойное место среди святых мест области. Обязанности наместника были возложены на иеромонаха Нестора (Люберанского, ныне епископ Кузнецкий и Никольский).

В сентябре 2010 г. монастырю в качестве скита передали Тихвинский храм на Семи Ключах в Шемышейском районе. Здесь за последующие несколько лет был возведен двухэтажный кирпичный братский корпус, посажен фруктовый сад, проведено электричество.

Благоустраивался и сам монастырь. В 2012-2013 гг. около южной стены храма, по проекту архитектора Льва Ходоса и усердием ктитора Сергея Богомолова, построили часовню-усыпальницу, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены супруги-благотворители Киселевы. 26 сентября митрополит Вениамин освятил часовню.

Параллельно преображался и храм. В 2013-2014 гг. была перекрыта медью крыша четверика и трапезной.