Во Святую и Великую Пятницу совершаем святые и спасительные и страшные Страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, [воспоминая] заплевания, биение по щекам, заушения, оскорбления, насмешки, багряную одежду, губу, уксус, гвозди, копие, а (главное — пред всем) крест и смерть, которые Он принял ради нас волею, а также спасительное исповедание на кресте добросовестного разбойника, распятого вместе с Ним.
Стихи на распятие
О нагий мертвец — Слово живого Бога: Ты жив и умерщвленный на древе!
Стихи на добросовестного разбойника
Разбойник, вложив ключ — слово «Помяни меня», — отворил запертые двери Эдема.
Как только Господь наш, проданный от друга и ученика за тридцать сребреников, был предан, Его ведут сначала к первосвященнику Анне. Сей посылает Его к Каиафе, где заплеванный, битый по щекам, обижаемый и осмеиваемый услышал: «Прореки нам, Христос, кто Тебя ударил?» Туда пришли и лжесвидетели, обвиняя в том, что Он сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня восстановлю его» и что Он называл Себя Сыном Божиим. Так что первосвященник, не вытерпев богохульства, разорвал свою одежду. Когда настало утро, Его ведут к Пилату в преторию, но они не вошли, говорит, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пасхою называется весь праздник, который и тогда был, как обычно. Но Христос совершил ее одним днем ранее, имея намерение быть жертвою законной Пасхи в пяток. Пилат, вышедши, спросил у них: в чем они Его обвиняют? И как он не открыл ничего, даже похожего на обвинение, то посылает Его к Каиафе, а сей опять к Пилату. Ибо Каиафа возбуждает к убиению Его. Но Пилат говорит: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите и распните». Они же снова говорят: «Нам не позволено никого предавать смерти», побуждая Пилата принять на себя Его распятие. Пилат спросил Христа: «Ты ли Царь Иудейский?» Он признает Себя Царем, но вечным; ибо Царство Мое, говорит, не от мира сего. Пилат, желая отпустить Его, прежде говорит иудеям, что он не находит против Него никакого достаточного обвинения, потом указывает на праздничный обычай отпускать одного из узников, но для них Варрава оказывается угоднее Христа. Пилат, в угоду иудеям, прежде наказавши Христа, выводит Его с воинской стражей, облеченного в багряницу с возложенным [на голову] терновым венцом и влагает в правую руку трость, — между тем как воины, ударяя Его, говорят: «Радуйся, Царь Иудейский!» Но, так поругавшись над Богом, Пилат все же снова говорит: «Я никакой не нахожу в Нем вины, [достойной] смерти». Но они сказали: «Мы замучим Его, ибо Он называет Себя Сыном Божиим». Во время этого разговора Иисус молчал. Толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его». Они хотели подвергнуть Его бесчестной смерти, чтобы истребить благую память о Нем. Пилат, как бы пристыжая их, говорит: «Царя ли вашего распну?» Они же говорят, что не имеют иного царя, кроме кесаря. Так как, сказавши хульные речи, они не успели ни в чем, то упоминают кесаря, чтобы хоть этим образом удовлетворить своему беснованию, говоря: «Всяк, делающий себя царем, противник кесарю». Когда дело было в таком положении, жена Пилата, устрашенная ужасными сновидениями, послала к нему, говоря: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». И он, умывшись, слагает с себя вину кровопролития; они же кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших; если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю». Тогда Пилат, хотя и твердо знал, что Он не виновен, связав Его, предает на крестную казнь, а Варраву отпускает. Иуда, увидевший это, бросил сребреники, пошел и удавился, повесившись на дереве, а потом от сильного вздутия распалось тело его.
Воины, побив Христа тростью по голове, возлагают на Него крест, потом, схватив Симона из Киринеи, принуждают его нести крест. Пришедши около третьего часа на Лобное место, там распинают Его, повесив по обе стороны двух разбойников, дабы Его сочли за злодея, убогое одеяние Его воины делят, а о несшитом хитоне Его кидают жребий, переполняя меру беззакония. Это еще не все: и при кресте, насмехаясь, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси Себя Самого». И еще: «Других спасал, а Себя не может спасти». И еще: «Если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и мы уверуем в Него». Если они правду говорили, то надлежало, без сомнения, последовать Ему, ибо Он признан был не Царем только Израиля, а всего мира. Ибо что означало затмение солнца на три часа и [притом] среди полудня? — Дабы всем было видно страдание. Колебание земли? — Растрескивание камней обличало загрубелость иудеев. Воскресение многих тел — для уверения в общем воскресении и для доказательства силы Страдающего. Разрыв завесы храма? — Как будто сам храм негодовал на то, что Славимый в нем страждет, и потому открывал бывшее незримым для многих. В третий час, как говорит божественный Марк, Христос был распят, а от шестого часа до девятого была тьма. В это время и Лонгин сотник, увидев необычайное, а особенно в солнце, громко воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!» Один из разбойников оскорблял Его, другой же, строго запрещая, останавливал его и исповедал Христа Сыном Божиим. В воздаяние за его веру Спаситель обещает ему пребывание с Собою в раю. До совершения всякого оскорбления Пилат написал надпись над Ним такого содержания: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Хотя иудеи не желали, чтобы он так написал, что Сам Он говорит так, однако Пилат на это им отвечал: «Что я написал, то написал».
Потом, когда Спаситель сказал: «Жажду», — смешивают иссоп с уксусом. Сказав: «Совершилось», Он преклонил главу и предал дух. Когда все разошлись, при кресте оставалась Матерь Его и сестра Его Мария Клеопова, (которую родил Клеопе, умершему бездетным, Иоаким), а также стоял Иоанн, возлюбленный Его ученик. Нечестивые иудеи, не желая видеть тел на кресте, так как день Пасхи был великий, просили Пилата, чтобы перебиты были голени осужденных, дабы скорее последовала смерть: и у одних [разбойников] перебили голени, ибо они еще были живы, но, пришедши к Иисусу, увидели Его умершим и удержались бить. Но один из воинов, в угоду нечестивым, пустив копье, пронзает Христу правый бок, и вдруг истекла кровь и вода: первое — как человека, а другое — выше человека: именно кровь для приобщения божественной святыни, вода для крещения. Этот двуединый источник воистину содержит таинство для нас.
И Иоанн, видевший сие, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его, ибо он пишет, как бывший при всех событиях и зритель их, и, даже если бы Он хотел говорить ложь, во всяком случае не написал бы того, что, по-видимому, клонится к бесчестию Учителя. Есть сказание, что он, присутствуя и в то время, собирал от бока в некоторый сосуд божественную и пресвятую кровь, источающую жизнь. Когда все это сверхъестественно совершалось, уже около вечера приходит Иосиф из Аримафеи, [бывший] прежде тайным, подобно прочим, ученик [Его], и, смело приступив к Пилату, как знакомому, просит тела Иисусова; Пилат позволяет взять. И, сняв с креста, с глубоким благоговением, положил Его. Незадолго до наступления ночи приходит Никодим и приносит состав смирны и алоя, приготовленный в это время на скорую руку, и они, обвивши пеленами, как это делать было в обычае иудеев, положили близко в гробе Иосифовом, высеченном из камня, в котором еще никто не был положен, дабы, по воскресении Христа, не приписали Его воскресение другому. Евангелист упомянул о клейком составе смирны и алоя с той целью, чтобы, когда увидят пелены и головной плат, оставшийся во гробе, не подумали, что Он украден. А почему так? Потому что не было возможности оторвать их, так как они приклеились к телу. Все это чудесно совершилось во время пятницы, и потому божественные отцы постановили, чтобы и мы, с сокрушением сердечным и умилением, совершили в пятницу воспоминание о всем этом.
Должно принять к сведению, что в шестой день недели, то есть в пятницу, потому распят был Господь, что в шестой же день был вначале сотворен человек. А в шестом часу дня Он повешен был на кресте потому, что в этом часу Адам простер руки и коснулся запрещенного древа и умер, ибо надлежало, чтобы в тот же самый час он был и воссоздан, в который погубил себя. В саду [был погребен] потому, что и Адам [пал] в раю; горькое питье изображало вкушение [запрещенного плода]; заушение означало наше освобождение; заплевание и бесчестное обращение с Ним — нашу честь; терновый венец — избавление наше от проклятия; багряная одежда — царскую нашу одежду вместо кожаных наших риз; гвозди — нашу постоянную склонность ко греху; крест — древо в раю. Пронзенный бок — Адамов бок, из которого Ева, а через нее и преступление; копие отклоняет от меня пламенное оружие; вода из бока — образ крещения. Кровь и трость — ими, как красными буквами, подписал Он нам как царь драгоценную дарственную на наше древнее отечество. Говорят, что на том месте, где был распят Христос — Глава всех, лежал череп Адамов; таким образом он был крещен капавшею вниз кровию Христовой. Место называется Лобным потому, что когда во время землетрясения снизу кверху поднялась земная почва, тогда, как некое чудо на ней, явилась в виду, и только одна, кость Адамова; эту кость из уважения к прародителю Соломон, со всеми своими воинами, прикрыл грудой камней, посему и место это с того времени называлось лифостротон — каменный помост.
Достойные веры из святых на основании предания говорят, что именно тут и сам Адам погребен был Ангелом. И там, где был труп, появился орел Христос, вечный Царь, Новый Адам, древом исцеливший древнего, падшего чрез древо.
По необычайному и бесконечному Твоему милосердию, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триодей. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Источник: STSL.Ru