День кончины великой благотворительницы Марии Киселевой (1798-1887)
Мария Михайловна Киселева.
Фото из альбома «Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907».
Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Мария Михайловна Киселева (1798-1887) родилась в семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны. Мария вышла замуж уже в зрелом возрасте, в 30 лет, за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супружеская чета отличались постоянной готовностью к общественно полезным делам и начинаниям. Александр Григорьевич состоял на службе в Пензенской губернии и занимал место члена Комиссии народного продовольствия. Он оказывал большую помощь крестьянам, особенно в голодные годы, устроил в Пензе губернскую публичную библиотеку, пожертвовав много собственных книг, и был постоянным ее попечителем. Киселевы счастливо прожили вместе 19 лет. Но последние годы их супружества были омрачены тяжелой болезнью Александра Григорьевича, от которой он скончался в Берлине, где проходил лечение. Мария Михайловна похоронила мужа в Спасо-Преображенском мужском монастыре Пензенской губернии. Вдовой она прожила 40 лет. И все эти годы занималась благотворительной деятельностью.
М. М. Киселева умерла в возрасте 89 лет, в 1887 г. При жизни она была награждена Российским орденом Св. Екатерины (1886), давшим ей титул кавалерственной дамы. За участие в делах общества попечения о раненых во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов она была награждена сербским орденом Такова и греческим орденом Спасителя, а также знаком Красного Креста. В 1881 году Киселеву избрали почетной гражданкой Пензы. Она была действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества.
Богадельня под Высочайшим покровительством
Муж Киселевой оставил завещание, по которому отказал 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в городе Пензе. Он выразил пожелание, чтобы в этом заведении имели приют до конца своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и звания. А распорядительницей над всеми своими имениями назначил свою жену Марию Михайловну.
Через пять лет после смерти мужа, приведя все дела в порядок, в 1852 году, Мария Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и Дворянскую улицы. Затем она разработала проект Положения о богадельне. В 1856 г. оно было утверждено российским самодержцем, и началось строительство. Но Мария Михайловна, не дожидаясь его окончания, открыла в 1856 году приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. И только через три года, когда в купленной усадьбе было возведено прекрасное здание богадельни с домовым храмом Спаса Нерукотворного, призреваемые из дома Киселевой были переведены сюда.
На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859 г. совершалась Божественная литургия в присутствии Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения. В нем, в частности, говорилось: «В полной мере ценя столь великодушный подвиг и утешаясь мыслью, что при благословении Всевышнего, беспомощные и престарелые найдут себе под благодетельным покровом, устроенным вашею христианскою любовью, я с согласия Государя Императора принимаю учрежденную вами богадельню под Мое особенное покровительство…»
При открытии в богадельне жили 70 человек, а через 20 лет – уже 140. Всю прибыль от хозяйств и земледелия Мария Михайловна искусно приумножала и направляла на развитие дома призрения, не жалея средств. В годы, когда богадельня находилась под попечительством ее создательницы, Мария Киселева перечислила в пользу заведения 104 тысячи рублей серебром.
Богадельня Киселевой просуществовала до 1918 года, когда с февраля попечительство этого богоугодного заведения было ликвидировано новыми властями, а сама богадельня перешла в ведение коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здание сохранилось до сих пор, в настоящее время в нем расположена городская инфекционная больница.
Созидательница храмов
Очень много сил и средств за свою долгую жизнь Мария Михайловна потратила на строительство храмов, особенно в тех своих бывших имениях, где церквей прежде не было. На ее средства были построены многие храмы как в Пензенской губернии, так и за ее пределами: богатый теплый двухэтажный пятиглавый Троицкий храм над могилой мужа в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре (сер. XIX в.), нижний придел которого в честь Рождества Христова был выполнен по подобию храма Рождества Христова в Вифлееме и потрясал посетителей монументальным великолепием интерьера; придельный храм Пензенского Спасского кафедрального собора во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии (1882) перед могилой епископа Пензенского и Саратовского Иннокентия, канонизированного в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе, которого Мария Михайловна знала лично; церковь в г. Пензе в память обновления храма Воскресения Христова (Воскресения словущего, известного как «Старый Спаситель») – старейший храм, восстановленный и значительно расширенный М. М. Киселевой, в котором хранился чудотворный образ Всемилостивого Спаса, подаренный, по преданию, царем Иоанном Грозным; храм в память неудавшегося свержения иудеями Спасителя со скалы в Назарете и храм пророка Елисея в Иерихоне, сохранившиеся до сих пор на Святой Земле; церкви в ее собственных имениях во Владимирской, Саратовской и других губерниях. Также Мария Михайловна пожертвовала Мокшанскому Казанскому женскому монастырю 30 десятин земли, а в Пензе отдала в вечную собственность местной епархии свою бывшую усадьбу с садом для епархиального женского училища.
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Троицкий храм над могилой А. Г. Киселева в Спасо-Преображенском монастыре
Фото: http://voznesenie.dabor.ru/
Троицкий храм, построенный Марией Михайловной над могилой мужа, хотя и разрушенный полностью в советские годы, заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный – во имя Рождества Христова – и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя Св.Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т. к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле – в память Рождества Христова – следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Вифлеемскому храму в Палестине, устроенному в вертепе Рождества Христова. Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя. Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом… Все было так, как и в Палестинском Вифлеемском храме. В Киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя. Она написана в Вифлееме и освящена на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М. М. Киселевой митропопит Петрский (в Аравии) Мелетий.
Храм Воскресения («Старый Спаситель») в Пензе.
Начало XX века
Примечательна история обновления храма Воскресения (правильное ее название церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в Черкасской слободе Пензы. Храм стоял на этом месте еще тогда, когда и Пензы как города не было. В нем находилась древнейшая икона Спасителя, почитаемая жителями чудотворною. По преданию, она была прислана этому храму царем Иоанном Грозным после его похода на Казань. К 1874 г. храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель, сейчас там находится Дворец культуры им. Дзержинского). Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен, причем в гораздо больших против прежнего размеров. Храм украсила по фасаду новая красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария Михайловна позаботилась, чтобы список был сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма). Советская власть в храме устроила тюрьму, в настоящее время храм возвращен Пензенской епархии.
Мария Михайловна Киселева стала основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря, который теперь располагается в Мордовии, пожертвовав 20 десятин земли и 2000 рублей. Этой обители она делала пожертвования всю жизнь: выкупила все строения и усадьбу, принадлежащие помещикам Струйским, и подарила монастырю, а для постройки монастырского хутора пожертвовала еще 245 десятин земли.
Попечительница святых мест
Известно, что Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости М. М. Киселевой.
„Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно“, – писала она обер-прокурору Св.Синода К. П. Победоносцеву, Почетному члену Императорского Православного Палестинского Общества.
В семейном архиве Киселевой хранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриархата на греческом языке.
Митрополит Назаретский Нифонт,
Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Фото из альбома "Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907".
Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Один из таких документов – письмо иерарха Святой Земли — митрополита Назаретского Нифонта, Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, присланное в Пензу на имя племянницы Киселевой А. С. Радищевой, выражало благодарность по поводу строительства храма в Назарете.
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Построен на средства русской благотворительницы М. М. Киселевой.
Фото А. Якубовича, 1880 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-4078
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Фото А. Якубовича.
Подпись на фото „Церковь Киселевой в Назарете. А. Якубович“
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3233
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Построен на средства русской благотворительницы М. М. Киселевой.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3232
Уже на склоне своих жизненных лет Киселева за дорогую цену купила участок земли в Назарете, на горе Свержения. Это было именно то место, где, по преданию, иудеи хотели свергнуть Спасителя со скалы. В память о неудавшемся свержении Спасителя на средства М. М. Киселевой на этом участке был выстроен небольшой благолепный храм. Большую помощь ей в этом оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, который выхлопотал фирман (указ) у султана на постройку и взял на себя все труды по возведению храма.
Александра Степановна Радищева,
племянница М. М. Киселевой и писателя А. Н. Радищева (сестра Марии Михайловны Варвара была замужем за братом писателя — Степаном).
Фото из экспозиции дома-усадьбы А. Н. Радищева
Мария Михайловна послала в Назарет своего архитектора и племянницу Александру Степановну Радищеву, которая прожила там три года.
Храм имеет необычную архитектуру: без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колоннах. Иконостас в храме был богатейший, полностью вызолоченный.
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Внутренний вид.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3234
15 мая 1880 года храм был освящен. Об этом и пишет митрополит Нифонт А. С. Радищевой в Пензу:
„Вчера Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая церковь, много благолепнее даже Фаворской… Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу… Не забывайте Назарет, когда-то дождусь вас сюда, чтобы полюбовались всем, что приобрел на щедроты вашей тети“.
В книге профессора А. А. Дмитриевского „Праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в Назарете и паломническия хождения по Галилее в марте месяце“, изданной Императорским Православным Палестинским Обществом, под номером 40 есть следующее примечание относительно этого храма: „Создательница этого храма в 1884 г. пожертвовала на его нужды 5000 р. в виде вечного вклада, но с условием, чтобы капитал этот неприкосновенно хранился в Императорском Православном Палестинском Обществе, которое и обязано ежегодно выдавать проценты с него (205 р. 20 к.) назаретскому митрополиту. Воля жертвовательницы исполняется свято“.
Паломники у Горы Свержения под Назаретом.
Неподалеку от этого места до сих пор стоит храм, построенный на деньги М. М. Киселевой.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Караваны с паломниками, отправляемые Императорским Православным Палестинским Обществом в Назарет, непременно посещали храм, построенный на средства русской благотворительницы М.М Киселевой. Постепенно, русские паломники перестали заходить в этот храм, совершая богослужения под открытым небом на самой горе, а с окончанием русского влияния в Назарете, храм пришел в запустение. Специально для этой церкви была написана большая икона на сюжет неудавшегося свержения Спасителя с горы, список с которой митрополит Нифонт присылал Марии Михайловне в Пензу, но следы обеих икон в настоящее время утеряны.
Автор
oronbb. 2009 г. Фото
www.panoramio.comАвтор
Boris Dubman. 2008 г. Фото
www.panoramio.comХрам на Горе Свержения в районе Назарета, построенный М. М. Киселевой.
Вид до реставрации
Необычная для православного храма архитектура породила распространенное в настоящее время заблуждение — местные жители и туристы из разных стран эту церковь называют церковью страха Мадонны (или Марии) — Our Lady of the fright, Mary's fear, Notre Dame de l'Effroi. Она даже считается памятником францисканского присутствия на Святой Земле. Подход к храму труднодоступен, многие любители путешествий стремятся туда попасть, считая заброшенную церковь необычайно таинственной и приписывая уже позднее рожденный католический миф, что на этом месте стояла Дева Мария, со страхом глядя на соседнюю скалу, с которой назаретяне намеревались сбросить ее Сына после того, как на проповеди в синагоге Назарета Он объявил себя Сыном Божиим.
Приведенные выше фото с сайта „Библейские прогулки“, где описывается эта церковь как францисканская часовня, отлично демонстрируют внешний и внутренний вид храма, каким он был до 2010 года.
Недавно этот храм Иерусалимская Православная Церковь отреставрировала трудами архимандрита Илариона, настоятеля монастыря на горе Фавор. Теперь она называется часовней во имя Воздвижения Креста. 1 октября 2011 года Иерусалимский Патриарх Феофил лично совершил в ней богослужение.
К слову, участок земли площадью 450 га (4500 дунамов), купленный Марией Михайловной и на котором стоит церковь, стал камнем раздора между Иерусалимской Церковью и православной общиной Назарета. Больше 10 лет шли суды. Сам участок, называемый Каср эль Мутран или Башня епископа (Κάσρ Ιλ Μουτράν/Πύργος του Δεσπότη), сейчас стоит баснословных денег - порядка миллиардов долларов. Иерусалимский Патриархат собирался там развернуть многофункциональное строительство, но представители общины затеяли суды за землю, считая себя ее владельцами. Якобы переписка Марии Михайловны с Назаретским митрополитом Нифонтом свидетельствует о том, что она завещала землю именно общине. Первоначально задуманный строительный проект завис, но Иерусалимская Церковь выиграла суд и намерена участок осваивать, в том числе под жилье для православных арабов.
Храм, построенный Марией Киселевой, еще именуемый „церковь страха Марии“, близ Назарета.
Фото пользователя LeSold сделано в январе 2011 г.
www.4turista.ru
В новом виде хороших фотографий найти пока не удалось. Но можно получить некоторое представление, как в настоящее время выглядит этот храм издалека. Автор снимка, сделанного с паркинга торгового центра, построенного на холме Марии, как именуют его католики, сетует, что штукатурка и побелка сделали эту церковь обычной, не подозревая о ее необычной истории и замечательной личности устроительницы этого храма.
Церковь св.Елисея в Иерихоне (Ерихе).
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Церковь св.пророка Елисея в Иерихоне, предположительно тоже построенная на деньги М. М. Киселевой (хотя надежных документов, подтверждающих это предположение пока не найдено), тоже была хороша. Об этом мы узнаём из письма уполномоченного ИППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляева от 12 февраля 1886 г.:
„В Иерихоне обнаружил целую русскую колонию. Кроме превосходного дома о. Антонина, я нашел там дома и сады иеромонаха Иоасафа (Плеханова), Богдановой, Сушковой… Купчиха Киселева построила церковь, которую на второй неделе поста Патриарх приедет освящать. Церковь очень хорошенькая. Образа все писаны в России, где и иконостас делан. Землею Плеханова заведует крестьянин Ярославской губернии Иван Андреевич Рыков… Есть интересные остатки древних зданий, мозаичных полов, много драгоценных для археологии находок“.
Великим Постом 1886 г. Патриарх Никодим освятил „греческую“ иерихонскую церковь во имя Пророка Елисея (Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник за 1886 г. Музей истории религии, СПб., шифр: И.П.П.О. Б. IV. № 853/28. с. 40), построенную на средства русских благотворительниц А. Д. Богдановой и М. М. Киселевой, с греческим „древом Закхея“ на церковной аллее. (см. К истории русских археологических исследований в Иерихоне. Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой).
Мария Михайловна много жертвовала на храм Гроба Господня в Иерусалиме, Русской духовной миссии в Иерусалиме, Императорскому Православному Палестинскому Обществу, Пантелеимоновскому монастырю и Андреевскому скиту на Святой Горе Афон, Православному Московскому миссионерскому обществу в пользу сибирских инородческих миссий.
18 октября 1884 года Мария Михайловна стала действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества и была удостоена серебряного знака ИППО. Постоянно она вносила очень существенные суммы в пользу Общества.
Добрые дела после смерти
Скончалась Мария Михайловна 6 декабря 1887 года. Как ни необычно это звучит, Киселева не оставила нуждающихся и после своей смерти. По ее завещанию, в собственность и общее владение ее бывших крестьян разных сел и деревень были предоставлены 6 тысяч десятин земли и даже капитал в 39 837 рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных обстоятельствах – при неурожае, пожаре, падеже скота.
На богадельни ею был оставлен неприкосновенный капитал в 565 тысяч рублей. Кроме того, в дар получили:
Спасо-Преображенский монастырь – усадебное место в Пензе, 5 тысяч рублей и ценные иконы;
Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли;
Палестинское православное общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных „Всех скорбящих радость“ в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей.
Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии.
Но это только известные выдающиеся дела Марии Киселевой. Многим и многим она помогала тайно. И сегодня мы уже достоверно не можем узнать, сколько людей было облагодетельствовано Марией Киселевой. Зато память о ее благотворительной деятельности в родном городе жива до сих пор.
Похоронена М. М. Киселева была рядом со своим мужем в Троицком храме в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, полностью стертым с лица земли за годы советской власти. Однако в 2002 году усилиями клира и паствы Пензенской епархии удалось найти фундамент Троицкого храма, а в нем – склеп с останками Александра и Марии Киселевых, которые планируется перезахоронить в более подходящее место.
Память о Марии Михайловне Киселевой вернула землякам старший научный сотрудник Пензенского краеведческого музея Анна Федоровна Головина — старейший музейный работник Пензенской области. Много лет она по крохам собирала документы и свидетельства, разбросанные по самым разным архивам и весям. На их основе в 2003 году ею была издана книга о Марии Михайловне под названием „Великая благотворительница“. Анна Федоровна Головина была удостоена медали Русской Православной Церкви. На основе документов и фактов, обнаруженных Анной Федоровной, создан телефильм, удостоенный диплома телеканала „Культура“ на VIII Всероссийском фестивале-семинаре „Православие на телевидении и радиовещании“. Сейчас Анна Федоровна работает над вторым изданием книги, дополненным новыми находками, а ее единомышленники ведут реставрацию храма Воскресения словущего (он же Старый Спаситель) в г. Пензе, обновленного М. М. Киселевой.
Мемориальные доски
с именами жертвователей на Александровском подворье в Иерусалиме
Императорское Православное Палестинское Общество увековечило память о своей благодетельнице на мемориальной доске Александровского подворья в Иерусалиме, где золотом на черном камне выбиты имена людей, внесших большой вклад в дело Палестинского Общества. Имя Марии Михайловны можно увидеть в верхнем ряду справа среди таких имен, как Василий Николаевич Хитрово, Граф Евфим Васильевич Путятин, его дочь графиня Ольга Евфимиевна Путятина, Епископ Порфирий (Успенский), великий князь Николай Николаевич, великая княгиня Александра Георгиевна, великий князь Константин Николаевич, Его Императорское Величество Государь Император Александр III, архимандрит Антонин (Капустин), князь М. Р. Кантакузин, граф Сперанский, Н. Ф. Фан-дер-Флит и других известных имен учёных, государственных деятелей и жертвователей ИППО. Осталось надеяться, что такие же зримые свидетельства увековечивания памяти М.М. Киселевой на пензенской земле тоже появятся в ближайшем будущем.
Литература
1. Головина А.Ф. Великая благотворительница: о пензенской благотворительнице М.М. Киселевой. 2003.
2. Головина А.Ф. Благотворительность и культура: Великая благодетельница М.М. Киселева // Отечественная культура и развитие краеведения /Тезисы Всероссийской научной конференции. Пенза. 26-27 июня 2000 г. Пенза, 2000. - С. 48 - 52.
3. Логинова Т. Подвижница благочестия // Комсомольская правда Пенза-Саранск. № 2 (325), 14.01.2000.
4. Логинова Т. Созидательница храмов // Комсомольская правда Пенза-Саранск. № 8 (331), 25.02.2000
5. Клеотт Н. Божественное знамение в инфекционной больнице // Аргументы и факты в Пензе. № 42, 2002.
Источник:ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Все новости