19 августа (6 августа по ст. стилю) Православная Церковь светло празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Событие, лежащее в основе праздника, описано у трех евангелистов (Мф. 17: 1–13; Мк. 9: 2–13; Лк. 9: 28–36).
В этот день вспоминается, как незадолго до Своих Крестных страданий Господь ночью удалился на гору Фавор для молитвы, взяв с Собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Оставив их, Он взошел чуть выше с тем, чтобы помолиться уединенно. В то время апостолы «отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Когда же они пробудились, то увидели Господа преобразившимся: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Он беседовал с двумя ветхозаветными пророками –Моисеем и Илиею, которые стояли рядом со Спасителем. Пораженный увиденным Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил» (Лк. 9: 33). Внезапно, в тот же момент светлое облако покрыло гору, и раздался глас из него: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9: 35).
Объятые страхом ученики пали ниц, но Христос, коснувшись их, повелел им не пугаться. Когда же стали ученики со Спасителем спускаться с горы, Господь запретил им говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).
Преображением Своим Христос явил образ будущего Своего пришествия «на облацех», а вместе с тем и обновленный образ человечества, который осуществится в жизни будущей, в Царствии Небесном. Преображение Господне – это торжество Его Божественной славы.
Установление самого праздника произошло в IV веке и связано, по некоторым данным, с возведением равноапостольной царицей Еленой храма в честь Преображения Господня на горе Фавор.
По установившейся традиции в этот день в православных храмах совершается чин освящения плодов. В связи с этим на Руси этот праздник именуют еще Яблочным Спасом. Люди, которые живут согласно с церковной традицией, начинают вкушать яблоки только после этого праздника. Облачение духовенства и всего храма бывает белым, в воспоминание о цвете одежд Преобразившегося Спасителя.
Тропарь Преображения Господня, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак Преображения Господня, глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистину Отчее сияние.